Свобода по Оруэллу

7b9d39e1-879f-41e4-8f33-14a05ce3a554
Пост 12.12.2018 Анфиса Дубровская 331

Вы когда-нибудь задумывались о том, свободный ли Вы человек? И нет, я сейчас не хочу поговорить о вещах в духе: «Как в наше время можно быть свободным , у меня зарплата девять тысяч рублей?» Если вы несвободны в своём "посёлке городского типа", вряд ли что-то изменится при переезде в крупный город-миллионник. Да, свобода не безгранична, и это факт. Но далеко не это делает нашу жизнь замкнутой и ограниченной, не задумывались? Я почти уверена, что не задумывались. Но люди искусства всегда делали это с большим рвением и размахом. Поэтому в связи с последними событиями в нашей стране, я хотела бы поразмышлять о свободе и поэтах, современных и уже отпечатавшихся в веках.

«Согражданам»

И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.

В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома...
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.

1920
Анна Ахматова


Почему мы вообще затрагиваем тему поэзии?
У авторов рубежа 20 века, как ни странно, получалось воздействовать на массы. Несмотря на революционные мотивы и противодействие государства, их стихи проходили в печать, распространялись самиздатом и заучивались наизусть. Мнение творцов имело власть и вес. Так о чём же буквально кричит нам Анна Ахматова конкретно в этом стихотворении? О том, что мы «заключены в столице дикой», но тем не менее можем оставаться свободными. Она осмыслила это ещё в 1920 году, а многие не поняли это до сих пор. 

Возникает вопрос, что общего между нашими реалиями и жизнью поэтов 20 века?
Начнем с наиболее узнаваемого и яркого. По всей стране отменяются и срываются концерты известных исполнителей. Под жёсткое давление попали: Хаски, Элджей, IC3PEAK ,группа «Френдзона» и Face. Разберём ситуацию на примере инцидента с Хаски. 21 ноября в Краснодаре полиция задержала рэпера Хаски, стащив его с крыши автомобиля: он читал рэп прямо на улице в окружении поклонников, которых не пустили в клуб. Как говорит менеджер Хаски Андрей Орехов: "Перед концертом угрожали владельцу площадки, что ему приедут и что-то подкинут, если он не отменит выступление". Главным поводом для отмены концертов послужило предупреждение прокуратуры Краснодарского края, которая начала проверку песен Хаски на предмет экстремизма. Впервые у исполнителя возникли проблемы еще 2 ноября в Тольятти, якобы в песне "Поэма о Родине" нашли призывы к каннибализму. Официально же о претензиях властей к этой песне не сообщалось. Вдобавок Роскомнадзор заблокировал клип на песню Хаски "Иуда" на YouTube. Причины блокировки также не называются.

Где здесь скрываются "призывы к каннибализму" и  "тот самый" великий и ужасный экстремизм?
Давайте разберёмся на примере текста песни «Поэма о Родине»: нечто приближенное к каннибализму можно найти только в строчках:


Помнишь, ты умерла, и мы твоё мясо ели
Что пахло как мумия, забытая в Мавзолее


Речь здесь на мой взгляд, идет о развале СССР (“мумия, забытая в Мавзолее” – т.е. Ленин – указывает на это), при котором остатки Союза распиливали и разворовывали. А «Мясо» и представляет эти остатки, которые перешли в современную Россию, но всё равно с “запахом” прошлого, ведь мы продолжаем во многом жить в советском менталитете и с правителями, которые выросли в СССР и очень часто духовно остаются с Союзом.
Как по мне, с этим всё вполне понятно. Но есть у Хаски более неоднозначные строчки, с которым хочется поработать. Например:


Я не хочу быть красивым, не хочу быть богатым
Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица

Припев, на мой взгляд, можно понимать как аллегорию, где автомат — это сам Хаски, а пуля — это идея, которую он отчаянно хочет донести. Ему не нужны приземлённые ценности — быть богатым, красивым, успешным, ему нужно только быть услышанным — но Пуля, к сожалению или счастью, дура. Думаю, смысл в том, что творчество не целенаправленно, оно хаотично, и в любом случае найдёт свой отклик в массах.

И после того, как мы прошлись по нескольким типичным "горячим точкам" в текстах реперов, стоит задать самый главный вопрос: как можно ограничивать творчество?
Лично мне кажется, что это, как минимум, глупо, ведь искусство в любой форме вне времени и законов – оно было есть и будет. Даже больше – настоящее острое искусство всегда выходит в тех проявлениях, к которым большинство просто не готово. И многовековой опыт взаимодействия художников и власти уже должен был дать всем понять, что запреты еще никогда не приводили к хорошим результатом и не ограничивали настоящих творцов и их произведения. Читали и будут читать, слушали и будут слушать, распространяли и будут распространять
Песни Хаски считают безнравственными и провокационными. И тут у меня возникает вопрос: Вы знакомы с творчеством Мартина фот Островски? Его зарисовки, написанные фекалиями, в настоящее время уже считаются искусством. Высоконравственно, не правда ли?

Это может показаться смешным и вызвать бурный спор на тему того, что "искусство деградировало", но, на мой взгляд, дело здесь далеко не в этом. Истина проста и по-своему печальна: люди забыли, что значит свобода. Неважно, будь эта свобода слова, творчества или мысли.

© 2018 ВРОО «Центр творческой молодёжи»